Тесты на нарушение когнитивных функций

В стационарных условиях уровень функционирования мозга подтверждаются лабораторными и инструментальными исследованиями. Тесты на нарушение когнитивных функций помогают подобрать наиболее эффективные способы общения с той или иной личностью.

Тест MMSE (Mini-mental state examination)

  1. Ориентировка во времени.
    Вопрос: попросите назвать сегодняшнее число, месяц, год, день недели, приблизительное время.
    Шкала оценки: 0 – 5.
    Максимальный балл – 5: ставится при самостоятельном полном и правильном ответе.
    Оценка – 4 баллов: ставится, если приходится задавать дополнительные вопросы. Например, если пациент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?».
    Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
  2. Ориентирование в месте.
    Вопрос: «Где мы находимся?». Пациент должен назвать страну, область, город, место (название учреждения + номер комнаты/этаж или название улицы + номер квартиры/этаж), где проводится исследование.
    Шкала оценки: 0 – 5.
    Оценка: за каждый правильный ответ дается по одному баллу.
  3. Восприятие.
    Вопрос: дается инструкция (слова произносятся максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду): «Повторите и запомните три слова: машина, ваза, кирпич».
    Шкала оценки: 0 – 3.
    Оценка: правильное повторение слова оценивается в один балл для каждого слова. Оценивается в баллах лишь первое повторение.
  4. Концентрация внимания.
    Шкала оценки: 0 – 5.
    Первый вариант вопроса: счет – последовательное вычитание 100 – 7 пять раз (100 – 7 = 93 – 7 = 86 – 7 = 79 – 7 = 72 – 7 = 65).
    Оценка: каждая ошибка снижает оценку на один балл.
    Второй вариант вопроса: произнесение слова «земля» наоборот.
    Оценка: каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например: правильное произношение «ялмез», пациент произносит «ямлез» — ставится 4 балла, пациент произносит «ямлзе» — ставится 3 балла и т.д.
  5. Память.
    Вопрос: просят вспомнить слова, которые звучали в п.3 (машина, ваза, кирпич).
    Шкала оценки: 0 – 3.
    Оценка: каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
  6. Речь.
    Вопрос: показывают предмет (ручку) и спрашивают: «Что это?»; показывают другой предмет (часы) и спрашивают: «Что это?».
    Шкала оценки: 0 – 2.
    Оценка: каждый правильный ответ оценивается в один балл.
  7. Речь.
    Вопрос: повторить сложную в грамматическом отношении фразу, например, «Никаких если, и или но».
    Шкала оценки: 0 – 1.
    Оценка: правильное повторение оценивается в один балл. 
  8. Последовательность действий.
    Вопрос: дается трех этапная команда. Например: «возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол».
    Шкала оценки: 0 – 3.
    Оценка: каждое этап оценивается в один балл.
  9. Чтение.
    Вопрос: прочитать и выполнить. Даются две письменные команды: 1 – «Закройте глаза», 2 – «Напишите предложение». Команды должны быть написаны достаточно крупными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что пациент должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение.
    Шкала оценки: 0 – 2.
    Оценка: правильное выполнение каждой команды оценивается в один балл.
  10. Рисунок.
    Вопрос: необходимо перерисовать рисунок-образец (два пересекающихся пятиугольника) на нелинованной бумаге.

    Шкала оценки: 0 – 1.
    Оценка: если при перерисовке возникают пространственные искажения или не соединяются линии, выполнение задания считается неправильным. При правильном выполнении дается один балл.

Оценка результатов теста: просуммируйте результаты по каждому из пунктов. Максимальное количество баллов – 30, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

  1. > 25 баллов – норма
  2. 21 – 24 балла – легкая степень нарушения
  3. 10 – 20 баллов – умеренная степень нарушения
  4. < 9 баллов – тяжелая степень нарушения

Опросник самооценки когнитивных нарушений

Каждый вопрос оценивается по пятибалльной системе:
0 — никогда.
1 — редко.
2 — иногда.
3 — часто.
4 — очень часто.

Вопросы:

1. Я забываю номера телефонов, по которым регулярно звоню.

2. Я не помню что куда положил.

3. Оторвавшись от чтения, я не могу найти место, которое читал.

4. Когда я делаю покупки, я пишу на бумаге, что нужно купить, чтобы ничего не забыть.

5. Из-за забывчивости я пропускаю важные встречи, свидания и занятия.

6. Я забываю дела, которые планирую по дороге с работы домой.

7. Я забываю имена и фамилии знакомых людей.

8. Мне трудно сосредоточиться на работе, которую делаю.

9. Мне трудно припомнить содержание только что просмотренной телепередачи.

10. Я не узнаю знакомых людей.

11. Я теряю нить разговора при общении с людьми.

12. Я забываю имена и фамилии людей, с которыми знакомлюсь.

13. Когда мне что-то говорят — мне трудно сосредоточиться.

14. Я забываю какой сегодня день недели.

15. Мне приходиться проверять и перепроверять, закрыл ли я дверь и выключил ли я плиту.

16. Я делаю ошибки при письме, печатании или подсчетах на калькуляторе.

17. Я часто отвлекаюсь.

18. Мне необходимо несколько раз выслушать инструкции, чтобы их запомнить.

19. Мне трудно сосредоточиться на том, что я читаю.

20. Я забываю, что мне сказали.

21. Мне трудно сосчитать сдачу в магазине.

22. Я все делаю очень медленно.

23. Я ощущаю пустоту в голове.

24. Я забываю, какое сегодня число.

Оценка результатов: все баллы суммируются. Общее количество баллов > 43 — предполагает наличие нарушения памяти, внимания, бдительности (когнитивных нарушений). При увеличении этой цифры — нарастает степень нарушений и появляется необходимость обращения к специалисту неврологу для коррекции этого состояния.